fleur_a (fleur_a) wrote,
fleur_a
fleur_a

Categories:

О классике.

Сегодня в одном из сообществ Великой и Могучей Сети внезапно началось обсуждение женских типажей и их "положительности" с точки зрения отношения и стремления к деторождению. В том числе женских типажей из многотомной эпопеи "Война и Мир" (противопоставление самки-Наташи, как хорошей, и холодной-бездетной-Элен, как плохой, да еще и не-патриотки).
Если честно, меня всегда бесило и раздражало отражение "женского типажа" у Л.Н. Толстого. Эгоистки, истерички, падшие женщины (включая А. Каренину и Ко). Причем, если в наличии "красоты" или хотя бы "очарования" Л. Толстой дамам, чаще всего, не отказывал, то слов про ум я что-то не припомню.
Впрочем, у данного классика не только с "женскими типажами" проблема. "Мужские" персонажи, в которых Л.Н. воплощает свое видение мира и выводит как "положительных", по мне так не вызывают ничего, кроме "недоумения" (в лучшем случае) либо раздражения.
Говорят, если читать "серьезные книги" в разном возрасте, то восприятие может измениться.
Что тут сказать... Некоторые книги я перечитываю где-то раз в 5 лет (любимые могу и чаще). Л.Н. Толстой также перечитывается регулярно. Восприятие некоторых моментов и ситуаций, описанных в книгах, действительно меняется. Но...кто раздражал из персонажей ранее, тот раздражает по-прежнему.
Ничего не изменилось...
П.С. Статья "в тему".
А. Самоваров. "Наташа Ростова как самка".
До Толстого в мировой литературе психологического романа не было. Не то чтобы до него не учитывали психологию героя. Учитывали, конечно, но психология эта была статична. Классический пример – Атос, Партос, Арамис и Д.Артаньян. Всякий из этих персонажей имеет свои психологические характеристики, один благородный, другой могучий, тупой, но добрый флегматик, третий женственный, самовлюбленный, но хороший товарищ, четвертый хитрый карьерист, но опять же, хороший товарищ. И вот такие они на протяжении всех романов.
У Толстого же главные герои не просто многогранны, они подвижны, живые.
Главные женские образы «Войны и мира» - Наташа Ростова и Элен Безухова. Обе – самки. Собственно, у Толстого все женщины самки – ничего духовного он в них не видит. Но есть разница. Элен дочь мерзкого князя Василия, она просто самка, ей нужно, чтобы ею восхищались, она имела все блага и чтобы ее трахали красивые, выбранные ею самцы. Наташа выросла в доброй и благородной семье Ростовых, у нее другие реакции. Она чувствует добрых людей, тянется именно к ним. Т.е. вся разница между реакциями Элен и Наташи в том, что они сформированы в разной среде. Отсюда инстинкты Элен как хищницы, инстинкты Наташи - тяга к добру.
И Элен и Наташа у Толстого глупые. Женщины Толстого не имеют интеллекта, они имеют инстинкты и чувства.
Собственно, выбор Наташи в качестве жениха князя Болконского, это выбор красивого, богатого и сильного мужчины, которого боятся в семье Ростовых, а Наташа всем говорит, что вот она его не боится. Она его не боится, потому что самка, потому что он очарован ею как самкой, и подчинен ей.
Нет ничего более далекого друг от друга, чем Болконский и Наташа Ростова. Но она женственная, она подстраивается.
Но вот этот союз разрушается. Толстой прослеживает просто сантиметр за сантиметром, как Наташа Ростова идет к измене Болконскому.
Он уехал, оставил ее на год, такое было условие его отца, но Наташа самка, она переживает, что у нее проходит жизнь, что она стареет (ей уже 16). Но все это даром, потому что нет мужчины, который бы восхищался ею. Наташа борется с этими настроениями, она возвращается постоянно к тому, как она хороша! Она возвращается мыслью к тому, что для нее есть самое главное по Толстому, к любви самой к себе: «Ах, что за прелесть эта Наташа, как она красива, умна, а какой у нее голос…» - думает она с восторгом о себе.
Это с одной стороны, помогает, но с другой стороны, усугубляет ее проблемы, ибо она любит себя, она так прекрасна, но для кого все это? И вот князь Андрей должен уже прибыть, Наташа едет знакомиться с его отцом, с его сестрой, и там оскорбляют ее. Старый Болконский делает это намерено.
Вроде как это следует это из того, что у него старческая психопатия. Но все глубже. Старый Болконский, как никто знает свого сына. Он понимает, что Андрюша в него, что он не будет счастлив в браке. По поводу первой жены князя Андрея отец говорит ему – « Что, плохо дело?». «Что плохо?» - Прикидывается сын. «Они все такие, - отвечает отец, - не разженишься».
Брак Наташи и князя Андрея был обречен на неудачу, зная семью Ростовых, старый Болконский понимает, что все они глупы, что страсть пройдет, а глупая баба останется рядом с сыном и будет портить ему жизнь.
Итак, Наташа оскорблена родными ее жениха, она едет на балет и попадает в эротическую атмосферу театра, где полуголые женщин, красивые мужчины. В центре внимания в театре демонический Долохов, о котором так много говорят. И тут появляется друг Долохова Анатоль. Потрясающе красивый, он замечает Наташу, говорит, что она очень мила. И все существо Наташи трепещет от восторга. Вот они кумиры России, а говорят о ней!
Анатоль идет в ложу к сестре Элен. Элен знакомит их с Наташей. И что тут происходит? Толстой не пишет об этом прямо, не то время было, но все понятно. Опытный обольститель Анатоль расслабляет Наташу, что так важно для завоевания женщины! Всякий более или менее наблюдательный мужчина понимает инстинктивно или осознано, что самку нужно расслабить. Для этого не так много средств. Женщину можно рассмешить, она расслабится, подпоить, что еще лучше.
Но можно и по-другому, можно просто хорошо чувствовать женщину, что сейчас называют НЛП, подстроится к ней. Анатоль владеет этими вещами бессознательно, жажда обладания самками подсказала ему манеру поведения, которая стала у него стереотипной. И он пускает все это в ход с Наташей. Он с ней почтителен, прост (что ее поражает), и он искренне восхищается ею! Не хитрый набор, но все заборы между Анатолем и Наташей рушатся.
Она с ужасом понимает, что между ними нет преград: «Она сама не зная как, через пять минут чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной…»
С Наташей сыграло злую штуку то годовое эротическое томление невесты. Она вспомнила, что она невеста и тут же решила, что погибла для любви князя Андрея, она поняла, что уже отдалась Анатолю, что она принадлежит ему.
И ту снова психология. Наташа все бы рассказал матери, но та была далеко, в имении. Наташа осталась одна с ее чувствами. Физиологически Наташа рядом с Анатолем испытала подобие оргазма, это очевидно, ее разбуженная предстоящим замужеством чувственность приобрела некую осязаемость. И эта физиологическая составляющая уже определяла поведение Наташи.
Раз она это почувствовала, значит, она любит Анатоля? Девушка же не понимает, что чувственность может быть без всякой любви. Но вспомнила свою любовь к Болконскому, что же получается - она любит двоих?
Наташа уже в таком полубезумном состоянии, что думает, что любит их двоих, что они оба должны принадлежать ей, чтобы она была счастлива. Вот так эмоции самки переходят в практическое русло. По фигу все! Все те социальные установки, которые внушали ей с детства. Она должна быть счастлива!
Но этот сумбур, конечно, в других обстоятельствах должен был бы пройти.
Может быть, на этом томлении все бы и кончилось, приехал бы князь Андрей и стал бы защитой в этих томлениях. Но рядом оказалась другая самка - Элен, сестра Анатоля. Женщины возбуждаются от сводничества, и Элен, сытая сама от любовников и оргазмов, стал сводить девушку с братом.
Наташа была цельной натурой, прежде чем согласится на побег с Анатолем, она пишет письмо сестре князя Андрея, пишет, что разрывает все отношения с ним.
Но и потом, когда все прояснится, что Анатоль женат, что обманывал ее, для нее он все равно почти святой, потому что…. Потому что пробудил в ней женщину. Пробудил женскую чувственность, а это и есть для нее самое главное, о чем она и говорит Соне, что это и есть самое главное, правда, она думает, что это любовь.
Хотя удайся побег, думается, что Наташа безумно бы полюбила Анатоля, и думается, что все равно в ее женской судьбе было бы все удачно, через драмы, через позор, она вышла бы потом замуж за чувственного самца и стала бы добропорядочной матерью и женой. Такая у нее была программа, заложенная в нее природой.

https://www.proza.ru/2012/11/11/990
Tags: дневниковое, книжное, кухонная философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments